Толик

paragliding_ru


Господство в воздухе


Previous Entry Share Next Entry
Мои впечатления от Бира (заметки к путеводителю)
самолетик
ramiz_ali wrote in paragliding_ru
Как долететь: авиакомпаний много, обычно летают в Дели или Амритсар с пересадками в Средней Азии, в арабских странах, в Турции. Беспересадочные перелеты обычно более дорогие. По прилету заполняется иммиграционная карта, зачем – непонятно. Таможня парапланами не интересовалась.

Как доехать:
Автобусом от Дели до Дарамсалы. Цена 500 рупий, ехать больше 12 часов. Как найти автобус в Дели: мы ехали от Тибетской колонии в Дели (Маджну Ка Тила, см. ниже). Отправление около 18-19 часов. По дороге большая остановка на ужин. Автобус отходит прямо от колонии, билеты можно купить в любом турагентстве, их там много. Есть еще автобусы от Кашмири Гейт (I.S.B.T., автовокзал в Дели). Автобусы хорошие.

Где остановится в Дели, если после долгого перелета или переезда хочется отдохнуть перед дорогой в Бир. Проверенные варианты: улица Мэйн Базар, район Пахаргандж – своеобразное гетто для вольных путешественников недалеко от Нью-Дели Трейн-Стэйшн. Гостиниц много, ориентировочная цена за номер 400 рупий. Там же можно найти все необходимое – интернет, купить подарки по разумной цене, заказать билеты на автобус, поезд или самолет, пообедать недорого. Минусы: грязно и с непривычки страшно. Второй вариант: уже упоминавшаяся Маджну Ка Тила. В принципе, то же самое, но магазинов и ресторанов меньше, далеко от центра. Плюсы: чище, тише, и оттуда идут автобусы в Дарамсалу. Добраться из аэропорта: предоплаченное такси, стойки на выходе снаружи. Осторожно: обманывают – меня обсчитали на 400 рупий. Пахаргандж таксисты знают все, тибетскую колонию – нет (Маджну Ка Тила – это название района, тибетская колония в нем – лишь небольшой участок). Ориентир: пешеходный мостик через Гранд Транк Роад, возле него стоянка рикш.

От Дарамсалы до Бира: автобусов много, дорога одна, на Манди. Автобус идет через Палампур и Бейджнат. Наша остановка Бир Роад, то есть поворот на Бир, около 10-15 км за Бейджнатом. Ориентир – огромный зеленый указатель поперек шоссе. Стоимость проезда около 100 рупий. В автобусах есть кондукторы, они подскажут, где сделать пересадку, если необходимо, и где выйти. Билеты продают в автобусе. Багаж можно положить в специальное отделение или на крышу. Лучше его заранее упаковать. Ехать около 3-х часов. Автобусы приличные, сидячие места обычно есть.
От Бир Роад до Бира – такси за 80-100 рупий. Или пешком 25 мин., вверх, с отвращением.

Где жить в Бире: вариантов много, мы жили в «Санграй», минусы: постоянные проблемы с электричеством, водой, интернетом. Взяли дополнительно 100 рупий за интернет. Плюсы: недорогие завтраки, спокойное уютное место. Есть кухня, можно готовить. Цена 2-хместного номера 400 рупий. Место в большом номере на 5-6 человек – 150 рупий. Бывают проблемы с местами, лучше заказать заранее.

Чем питаться: множество кафе с тибетской кухней, везде готовят похоже, обед 100-150 рупий. Супы, лапша, момо (пельмени). Адаптированный вариант индийской кухни у Суреша (ресторан в отеле «Сурья»), цены примерно те же. Чаевые не приняты.

Официальные бумаги: в Индии везде требуют паспорт и визу: лучше иметь несколько копий. Фото (2 шт.) и копии лицензии и страховки нужны для оформления пермита (разрешения на полеты). Цена за неделю: 350 рупий. Бланки можно взять у Суреша, или подъехать в рабочие часы к чек-поинту по дороге на старт, где сидят местные контролирующие органы. Проверяют пермиты нестрого, часто контролеров и вовсе не видно.

Интернет: есть wi-fi в «Сурье» и в «Санграе», но случаются перебои. Есть несколько интернет-кафе на главной улице, но wi-fi там нет.

Мобильная связь. Помимо копии паспорта и визы, при покупке стартового мобильного пакета потребуют фото, при этом нет гарантии, что продавец все оформит, как положено, и телефон не заблокируют. Пополнить счет можно на каждом шагу. Связь дешевая.

Что надеть: днем можно ходить в футболке, но вечерами холодно, ночами тоже. Очень пригодится термобелье и что-то вроде поларовой куртки. В полет надо одеваться тепло, теплые перчатки обязательны. Температура на высоте 3000-3500 вполне может быть ниже 10 градусов. И ветер.

Как заехать на гору: такси или от центра, или прямо от отеля. Цена вопроса – 300 рупий, если 4 человека, то уже 400.

Как летать: обычно вдоль ближайшего к долине хребта в сторону Дарамсалы или Манди, по возможности с возвращением. Старт: 2400 м, два небольших пятачка, один выше другого на 50 метров. Можно стартовать почти под все направления. Верхний старт удобнее, ветерок там чуть сильнее, склон чуть ровнее. Он небольшой, под 2-3 крыла, поэтому на старте очередь. Внимание: необходим навык уверенного старта в штиль и слабый ветер: немало травм происходит из-за падений на старте. Посадка: две штатные площадки на окраинах Бира, одна побольше, основная, другая поменьше, но ближе к отелям. Основная – хорошая, ровная, подходы чистые, сделать точный заход ничто не мешает. Ветер обычно слабый, в сторону гор. Турбулентности при подходе не замечено. Словом, посадка идеальная.
Собственно полет: Бир – идеальное место для длинных маршрутных полетов. База часто высокая, 3000 – 4000 м, расположение потоков на редкость предсказуемое, потоки мощные, погода устойчивая, в этом смысле место несравненно более простое, чем та же Болгария или, тем более, Македония. Летать можно столько, сколько длится термическая активность – в конце октября – начале ноября – 5-6 часов в день. Однако мягким место назвать нельзя, к тому же значительная часть полетов происходит в зоне сильной турбулентности у рельефа, что само по себе весьма опасно. В течение дня база постепенно опускается. Следует опасаться переразвития и затягивания в облака.
Площадки для посадок есть почти везде, обычно это рисовые чеки: маленькие участки, расположенные террасами, в конце октября большая часть риса убрана. Садиться надо строго вниз по чекам. Их борта часто выложены камнями, столкновение со стенкой – гарантированная травма. На посадке опасаться проводов, зачастую они расположены хаотически, перекинуты через деревья и т.п.
Не рекомендовал бы Бир пилотам с налетом менее часов 50, не имеющим опыта полетов в горах.

Подбор: по основной дороге ходят регулярно автобусы: никаких проблем с возвращением быть не должно, если, конечно, сесть в долине. Особо неприспособленные к жизни могут вызвать такси – это недорого.

Безопасность: Спасательные службы как таковые отсутствуют, выводы делайте сами. Мобильная связь наверху не работает, поэтому спот и радио жизненно необходимы. Про медицину, слава Богу, ничего сказать не могу. Обязательно иметь группу единомышленников, в воздухе поддерживать постоянный контакт, вечером пересчитываться.

Что посмотреть: в Бире несколько буддийских монастырей. В конце октября в том монастыре, что в центре Бира, происходит танец лам и огненная пуджа – не пропустить – такое можно увидеть раз в жизни.
Неподалеку от Бира, если идти дальше мимо основного лендинга – лесной монастырь. Часа полтора-два ходу через лес. Дорога красивая.
В Бейджнате – храм Шивы – классический старинный индуистский храм.
Ближайшие города: Дарамсала (3 часа), Манди (3 часа), Куллу (5 часов). Горный курорт Манали – 8 часов, 200 рупий, прямой автобус. Неподалеку от Манали – дом Рериха (Наггар). Остальное уже подальше, LP вам в руки.
Автобусной экскурсии можно избежать, если умеете водить мотоцикл - аренда мотоциклов в Бире – 600 рупий в день.

Бюджет поездки: не считая дорожных расходов, визы, страховки, подарков, нужно рассчитывать исходя из суммы около 650 рупий (14$) в день, в том числе: 200 – гостиница, 300 питание, 100 подъем наверх, 50 – пермит. Обменять деньги (доллары) можно, например, в гостинице, кажется, есть меняльная лавка и Вестерн Юнион. Банкоматов ближе Палампура не видел.

Удачных полетов!

  • 1
Эх... Теперь, когда знаю, что и как - еще обиднее сидеть на равнине... Качественный гайд, молодец :)

  • 1
?

Log in